Экономическая история Мексики: сельское хозяйство, транспорт, туризм

Обновлено 06.02.2020

На развитие экономики Мексики Испания оказывала влияние на протяжении более трехсот лет. Будучи колонией, Мексика представляла собой источник дешевой рабочей силы и сырья. В таких условиях не происходит развитие национальной экономики Мексики. Обогащается лишь малочисленная мексиканская элита. Экономика базируется на выращивании сельскохозяйственных культур – бобовых, кукурузы, табак, чилийского перца, а также разведении крупного рогатого скота. Добываются различные минералы, а также серебро.

Войны за независимость страны также не дают экономике Мексики развиваться. В 1876-м году президентом Мексики становится Хосе́ де ла Крус Порфи́рио Ди́ас Мо́ри (José de la Cruz Porfirio Díaz Mori). Порфирио Диас привлекает иностранный капитал для поднятия национальной экономики Мексики. За счет иностранных инвесторов осваиваются новые месторождения нефти, идет строительство железных дорог, а также новых портов. Происходит строительство линий электропередач и телеграфных линий.

С этого момента экономика Мексики начала быстро развиваться. Одновременно с поднятием экономики усиливается возмущение среднего класса населения страны по поводу предоставления иностранцам лучших условий жизни. Наблюдается тенденция сокращения натурального хозяйства мексиканцев. Это происходит из-за роста выращивания экспортных культур – сахарного тростника, кофе и хлопка. Мелкие землевладельцы вынуждены работать на плантациях, на которых выращиваются чисто экспортные культуры. Мексиканцы требуют возвращения земли крестьянам. Население страны вообще возмущено господством иностранцев в различных отраслях экономики.

В 1910-м году в стране происходит революция, в результате которой Порфирио Диас был свергнут с поста Президента Мексики. Президентом становится Франси́ско Игна́сио Маде́ро Гонса́лес (Francisco Ignacio Madero González), который являлся сторонником умеренно-либеральной политики. Стремительное развитие экономики Мексики и рост благосостояния ее населения происходит в период президентства Ласаро Карденаса (Lázaro Cárdenas). В период своего президентства в 1934–1940-е годы Карденас национализирует плантации и поместья и передает их крестьянам. Создаются крестьянские кооперативные хозяйства – эхидо. Для их развития в 1935-м году создается Национальный банк эхидального кредита. Он предоставляет крестьянам ссуды для закупки сельскохозяйственной техники, инвентаря и семян.

При Карденасе, в период всемирной экономической Депрессии, происходит интенсивное строительство плотин для орошения эхидо. В 1937-м году Карденас национализирует железные дороги Мексики. В марте 1938-го года под национальную собственность переходят нефтяные компании. Во время Второй Мировой войны правительство Мексики стимулирует развитие предпринимательского класса страны. Предприятиям предоставляются налоговые льготы, низкопроцентные займы, дешевая электроэнергия. Строятся шоссейные и железные дороги, а также аэропорты. В Мексике происходит "экономическое чудо". В начале 1970-х годов в стране опять открывают новые нефтяные месторождения. Появляется государственная нефтегазовая и нефтехимическая компания "Петролеос мехиканос" ("Пемекс"), (Petroleos Mexicanos, "Pemex").

В период экономического спада 1981-1982-го годов Мексика едва не становится полным банкротом. Лишь политика строгой экономии и займы со стороны международных экономических организаций и, в частности, США помогают избежать этого. Правительство Мексики стремится получить членство в ГАТТ. Для получения иностранных займов в промышленности используются современные технологии. Поощряется нефтяной экспорт.

С первого марта 1994-го года вступает в действие Северо-Американское соглашение о свободной торговле НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA). Для Мексики вхождение в это сообщество - гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий восемьдесят процентов всего мексиканского экспорта, а также рост притока иностранных инвестиций. С помощью регионального объединения с США Мексика стала постепенно интегрироваться в мировую экономику. Правительство Мексики получило ряд крупных кредитов от США для возможности реализации государственных программ по развитию национальной экономики. Иностранные компании начинают свою деятельность на территорию Мексики с целью внедрения своих товаров и услуг на американский и канадский рынки.

В период с 1993-го по 1999-й год прямые иностранные инвестиции в Мексику возросли в два раза. Вместе с тем, соглашение направляет Мексику по такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, при которой экономическая самостоятельность Мексики в будущем практически невозможна.

Наиболее развитой отраслью мексиканской промышленности является электроэнергетика. Производство, передача и распределение электроэнергии находится в руках государства. Мексиканская производственная мощность в этом плане оценивается в сорок тысяч мегаватт. Большинство электростанций Мексики – тепловые. На них производится основная часть электроэнергии, которая составляет шестьдесят пять процентов. Остальная часть производится на гидроэлектростанциях, атомных и геотермальных электростанциях.
Мексика имеет большие объемы добычи сырой нефти. Более половины сырья добывается в Кампече, а остальная часть в Табаско и Чиапасе. Большая часть сырья, которое добывается, идет на экспорт, остальная же часть тратится на удовлетворение внутренних потребностей страны. Экспорт нефти приносит стране около двух третей общих экспортных поступлений. Это делает экономику страны нефтезависимой. Ее роста темпы, количество рабочих мест, а также финансовая политика государства непрерывно связаны с мировыми ценами на сырье. А при тех темпах добычи ресурсов нефти, которые существуют на данный момент, хватит всего на восемь-девять лет. Поэтому правительство Мексики старается реформировать налоговую и финансовую систему страны.
В сельском хозяйстве Мексики занята почти четверть всего населения страны. Преобладают частные фермы. Больше всего выращивают рис, сорго, ячмень и маис. Кроме зерновых культур также выращивают помидоры, апельсины, бананы и манго. Наиболее экспортируемой сельскохозяйственной культурой в Мексике является кофе. В северных и центральных регионах страны преобладают фермы по разведению крупного рогатого скота. Мясо из этих регионов в большом количестве экспортируется в США. Разводят зебу, лошадей, овец, коз и некоторые другие породы животных. Животноводчество полностью обеспечивает Мексику в ее потребностях в мясе и молоке. Вдоль берегов Калифорнийского и Мексиканского заливов расположены кооперативы, занимающиеся коммерческой ловлей рыбы. Более половины всей рыбы потребляется мексиканцами, остальная часть идет на переработку и экспортируется.

Из-за особенностей рельефа транспортная система страны долго не развивалась. Этот фактор очень сильно отражался на развитии экономики Мексики в целом. Сейчас транспортная система Мексики развивается быстрыми темпами. Стремительно развивается воздушный транспорт. На сегодняшний день в стране насчитывается более двух тысяч аэродромов и аэропортов. Главный авиаперевозчик Мексики – национальная авиакомпания «Аэромексико» (Aeroméxico). Крупнейшие аэропорты страны расположены в Мехико, Веракрусе, Мериде, Монтеррее, Гвадалахаре и других больших городах. Для Мексики очень важны ее морские порты, которые обеспечивают доставку более восьмидесяти процентов всех грузов в страну.

Местные, штатные и федеральные дороги имеют общую протяженность более трехсот тысяч километров. Национальная железная дорога Мексики (Ferrocarriles Nacionales de México) имеет общую протяженность около двадцати тысяч километров и состоит из 6 комплексных линий. Городской метрополитен столицы Мексики Мехико имеет в общей сложности сто двадцать километров.

Основная часть валового внутреннего продукта страны приходится на сферу услуг и торговли. Основное место принадлежит туризму. Для Мексики он является одной из наиболее важных отраслей. В нем занято около тридцати процентов населения страны. А в рейтинге самых посещаемых стран Мексика занимает восьмое место. В год ее посещают более двадцати миллионов туристов. И с каждым годом их поток увеличивается.

Иностранцев привлекают древние Мезоамериканские руины, колониальные города и морские курорты Мексики. Наиболее посещаемыми городами являются столица страны Мехико, а также Гвадалахара и Морелия. Именно в них собрано большое количество достопримечательностей Мексики. Мезоамерикансие руины можно наблюдать в Паленке, Хочикалко и других центральных и южных областях Мексики. Популярность пользуются пляжи Акапулько, Уатулко, Пуэрто Эскондидо и других курортах. Также туристов привлекают многочисленные природные чудеса - Национальный Парк Сан Педро Мартир (Parque Nacional San Pedro Martir), Мазатлан (Mazatlan), Море Кортеса (Калифорнийский залив), Национальный Парк де Органос (Parque Nacional de Organos), Каскад де Тексоло (Cascada de Texolo), Остров Женщин (Isla Mujeres) и многие другие.

Автор: Артем Нор